Поиск работы и персонала HAYS
Павелецкая площадь, д. 2 стр.2 Москва Россия 115054
Phone: +7(495)2282208

Тренды на рынке труда в период «новой нормальности»

Делать прогнозы о том, что нас ждет дальше, все еще рано. Рынок труда, как и экономики стран, испытывает и будет испытывать последствия кризиса, а значит, многое может поменяться.

Но это не значит, что нужно отказываться от долгосрочных целей. Наоборот, они выступают нашими ориентирами и помогают не сбиваться, когда все идет не по плану. Суть здесь в том, чтобы понять, как сформулировать цели в «новой нормальности». И один из способов – держать руку на пульсе и следить за трендами на рынке труда, а также в своей сфере.

 

В этой статье мы собрали основные тенденции на рынке труда, а также попросили профессионалов прокомментировать ситуацию в индустриях Luxury, Life Sciences и Chemicals.

Что происходит на рынке труда?

Прежние схемы привлечения сотрудников не работают. Компании ищут новые способы привлечения и удержания персонала

Прежние стратегии, которыми компании пользовались при привлечении талантов, больше не работают. За время самоизоляции профессионалы пересмотрели свои требования к работодателям и сейчас выходят на рынок труда с новыми условиями. Например, теперь сотрудники хотят, чтобы работодатели предоставляли возможность работать по гибкому графику или из дома.

Поэтому, чтобы продолжать быть привлекательными для кандидатов, компании вынуждены пересматривать свои условия работы, а также «внутренности» социального пакета и «плюшек».

 

Изменилось отношение профессионалов к некоторым работодателям

Кандидаты пристально следили, как различные компании обходились со своими сотрудниками во время пандемии: сокращали ли штат? создавали ли необходимые условия для удаленной работы? как поддерживали работников?

На основе этих действий профессионалы сделали свои выводы, а компании – либо укрепили бренд работодателя, либо, наоборот, испытали репутационный ущерб. Как бы то ни было, компании это осознают и начинают с большими усилиями работать над своим HR брендом.

 

Компаниям стало легче и одновременно тяжелее справляться с дефицитом высококвалифицированных работников

С каждым годом компаниям было все сложнее находить нужных и компетентных профессионалов. Пандемия ограничила мобильность кандидатов, что еще больше усугубило проблему поиска квалифицированных работников. Но есть и обратная сторона медали – возможность работать удаленно открывает работодателям доступ к новым талантам, находящимся за пределами города или даже страны. Это возможность, которой можно пользоваться как компаниям, так и кандидатам.

 

Кандидаты не решаются выходить на рынок труда, компаниям сложнее привлекать нужных кандидатов

Кандидаты, которые хотели менять работу до пандемии, передумали. Сейчас поиск работы ассоциируется с огромным риском, поэтому многие кандидаты предпочитают «пересидеть» тайфун и отказываются от своих карьерных планов.

Тем не менее, профессионалы тщательно следят за новыми вакансиями, а также за работодателями, которые могут гарантировать безопасную смену работы. Именно у таких работодателей больше шансов привлечь нужных специалистов.

 

Несмотря на нестабильность и спад в экономике, компании продолжают нанимать сотрудников

Казалось бы, о каком найме может идти речь, когда компании масштабно сокращают персонал? На самом деле, даже в условиях турбулентности работодатели испытывают дефицит высококвалифицированных кадров и готовы нанимать  сотрудников. Поэтому, если вы хотите сменить работу, но не уверены, что окажетесь тем самым востребованным кандидатом, то самое время провести исследование рынка труда и начать приобретать нужные навыки и квалификацию.

О трендах в сфере Luxury

Юлия Еремина, экс-генеральный директор Carrera y Carrera в России и global business development бренда в штаб-квартире в Испании

“Ситуация на рынке Luxury сложная. Объёмы продаж изделий сегмента Люкс падают. Одну коллекцию производители уже пропустили, а это убытки. Онлайн сегмент развивается, но Люкс — это больше про личный контакт и настроение. Я думаю, что нашу индустрию ждут какие-то серьезные изменения. Ювелирным брендам нужно будет пересматривать свои стратегии, искать другие ниши. Возможно, кто-то пойдет по пути Tiffany, когда есть очень дорогие изделия и доступная линейка из серебра. Такое решение — всегда масштабная перестройка бизнеса, привлечение нового персонала, совершенно другого подхода к дизайну и частоте выпуска коллекций.
Также, думаю, офлайн в Люксе никуда не денется, но в ближайшей перспективе конкуренция за покупателя в разы увеличится. И выиграют те, у кого будут лучшие продавцы, поэтому вкладываться в их развитие и обучение — это первостепенная задача.
Cейчас отвалится большое количество неэффективных людей, которые просто «сидели». Компании проанализируют, кто какую ценность принес на удаленке, и поймут, без кого правда не обойтись, а кто кандидат на выход. Это будет абсолютная перенастройка бизнесов и рынка в целом.
К сожалению, безработица возрастет. Это неизбежно, так как у многих компаний, особенно гигантов, очень раздутые штаты. Плюс сейчас многие будут всерьез размышлять о переводе части людей на удаленный формат работы, так как можно будет отказаться от огромных офисов, невероятных обслуживающих костов и прочих затрат. Хотя я считаю, что 100% удаленка для очень организованных и замотивированных людей. Рабочим будет скорее формат 3+2 или 2+3, так как человек все равно должен приходить в офис, чтобы решать вопросы, которые невозможно оперативно решить онлайн.
Также, сейчас будут очень востребованы люди, которые могут управлять кризисными ситуациями. Все работают хорошо, когда все хорошо, а тех, кто может добиваться поставленных целей, когда есть сложности, раз два и обчелся. Это три основных наблюдения, которые, на мой взгляд, в ближайшее время будут учтены рынком.

Если говорить о кризисе в целом, то он нас ждет глубокой осенью — это мое мнение. Сейчас все замерли, анализируют свои стратегии и тактики, чтобы позже пуститься в борьбу за своего покупателя".

О трендах в Life Sciences

Алексей Савин, Managing Sr. Principal, East Europe, IQVIA

"Сейчас мы наблюдаем глобальный пересмотр экономической модели, во главе угла которого стоял экономический рост. Это происходит не только в России, но и в других странах.

Что касается индустрии Pharma / Healthcare, где я работаю, то можно сказать, что она в меньшей степени пострадала, а в первом квартале даже выиграла. В среднем в России отрасль получила +30% прироста продаж против среднегодового темпа, который ожидался на уровне +9-10%. А ряд компаний даже удвоили свои продажи. Это не значит, что у нас все хорошо, а лишь иллюстрирует тот факт, что рост, который мы привыкли измерять экономическими терминами, произошел за счет фактического формирования запасов во время пандемии. Причем как со стороны государства, так и со стороны населения. Это означает, что произойдет «отскок», который мы увидим уже во втором квартале. Хотя фармацевтика — индустрия более устойчивая, которая по сравнению с убытками во многих других отраслях, лишь замедлит темпы роста.

В фармацевтике и здравоохранении сейчас активно пересматривают коммерческую модель. Развиваются направления, связанные с удаленным контактом: визиты медицинских представителей частично переходят в digital и remote формат. В апреле для безрецептурных препаратов был фактически узаконен e-commerce. Идет активное развитие рынка телемедицины.

Развиваются направления, связанные с удаленным контактом: визиты медицинских представителей частично переходят в digital и remote формат. В апреле для безрецептурных препаратов был фактически узаконен e-commerce.

Идет активное развитие рынка телемедицины".

О трендах в химической индустрии

Роман Загретдинов, Country Sales Manager, Lechler

"Наша компания в России работает в трех различных направлениях: авторемонт, химическая индустрия в целом и краски для мебели. У нас два канала продаж — дистрибьюторы и конечные потребители. В прямых продажах сейчас мы просели, так как рынок замер, все заняли выжидательную позицию. А в канале дистрибьюции даже выросли на 5%. Например, в Европе в сегменте «интерьерные краски» рост составил 160%. Это связано с тем, что люди, сидя дома, в охваченной пандемией Италии, активно занимались ремонтом.

В целом, я считаю, что наша отрасль сильно просядет по итогам года. Сейчас все еще действует отложенный спрос: идут заказы, происходит производство и отгрузка, а вот ближе к сентябрю-октябрю, отрасль, как и всю экономику, ждет спад. Какие-то намеки на восстановление следует ожидать не ранее середины следующего года. Если сравнивать текущий кризис с другими, то он намного мощнее. Например, турбулентность 2008 года для меня прошла совершенно незаметно, кризис 2014, а вернее его отголоски, я ощутил в 2016 – 2017 гг. На сегодняшний день мы еще не чувствуем последствий пандемии и коллапса экономики, — все впереди.

У текущего кризиса есть очень важная положительная сторона— он научил бизнес качественной организации и оптимизации. Например, удаленный формат работы позволил по-другому посмотреть на процессы в компаниях, подсветил часть неэффективного персонала. Я уже давно работаю на частичной удаленке и много времени провожу в командировках, поэтому для меня эта история не оказалась стрессом. Хотя такой формат подходит в основном для людей с высокой самоорганизацией.

Я уже давно убежден, что в скором будущем все продажи перейдут в онлайн-формат. Конечно, в B2B продажах личный контакт никуда не денется, но количество очных встреч будет минимизировано, появится много техник и методик, рассказывающих, как эффективно продавать онлайн. Настало время фундаментальной перестройки продаж и текущий кризис выступил катализатором. Мы в химической промышленности еще до пандемии свели к минимуму личный контакт, ускорили процесс от заказчика до лаборатории и обратно. Это требование рынка. Если раньше вывод продукта занимал от 6 месяцев до 2-3 лет, включая фазу тестирования, сертификацию, то сейчас это все можно сжать до 3-х месяцев. Следующим этапом, возможно, будет установлен прямой контакт между заказчиком и производством, минуя торговые дома".

Больше о трендах в различных индустриях мы рассказываем в проекте #людикоторыевдохновляют

Читайте интервью нового гостя Махмуда Махмудова, менеджера клиентского сервиса Royal Canin, о том, как изменилась работа в период пандемии, какие навыки будут востребованы в будущем и о мечте стать преподавателем. 

Может, вы тоже хотите поделиться ситуацией на рынке труда в своей сфере? Расскажите нам в нескольких предложениях, что происходит у вас в индустрии, по ссылке ниже.

Все ваши комментарии мы анонимно будем публиковать в социальных сетях, а также на этой страничке. Давайте поможем друг другу лучше понимать ситуацию 🙂 



Есть вопрос о поиске работы или развитии карьеры? Задайте ниже, и мы постараемся ответить на них в блоге
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Top