Поиск работы и персонала HAYS
Павелецкая площадь, д. 2 стр.2 Москва Россия 115054
Phone: +7(495)2282208

Елена Бушберг об MBA, переезде в Латвию и важности времени на себя и семью

Елена Бушберг об MBA, переезде в Латвию и важности времени на себя и семью

Добро пожаловать в проект #людикоторыевдохновляют.

Мы создали его, чтобы рассказать вам о тех профессионалах, которые вдохновляют и мотивируют нас — своей успешной карьерой, достижениями и отношением к жизни. Поговорим о карьерном и личном развитии, трендах на рынке труда и о качествах, которые помогают достигать успеха. 

Наш новый гость — Елена Бушберг, Член Правления АО “Olainfarm” в Латвии (ex.-генеральный директор компании Верофарм в России).

Как вы попали в профессию, и как складывалась ваша карьера?

Всё получилось случайно, как у многих в 90-ые. Это было время возможностей, и те, кто хотел, ими воспользовались. У меня было два ключевых навыка – английский язык плюс квалификация машинистки-стенографистки. Этого хватило, чтобы получить самую простую должность в иностранной фармацевтической компании.

Изначально чётких карьерных устремлений у меня не было. По первому образованию я учитель английского языка. Но и этот выбор можно назвать в какой-то мере случайным, интуитивным. Когда я окончила школу, мне подготовили блестящую характеристику для поступления в инженерный ВУЗ – у меня всегда хорошо шла математика. И буквально во время выпускных экзаменов моя мама сказала: «Леночка, математика – это очень интересно, но я мечтаю, чтобы ты выучила английский язык». И я решила рискнуть, выйти из зоны комфорта.

Я и дальше следовала по этому пути – пробовала новое, чтобы получить интересный опыт. В фармкомпанию я пришла в 1993 году – так что в этой области я давно и с любовью.  Начала с позиции ассистента генерального менеджера. А дальше меня увлекла сфера фармацевтики – она даёт людям возможность жить дольше и лучше. Открылись возможности переходов между разными функциональными областями внутри компании: сначала я работала в отделе по обслуживанию клиентов – по функционалу это была смесь логистики и customer service, затем перешла в финансовый департамент – занималась сбором задолженностей, затем планированием бюджета по продажам, и в итоге через 10 лет стала финансовым директором компании.

Расскажите про ваш опыт получения степени MBA. Как это было? Оправдались ли ваши ожидания? Как степень MBA влияет на карьерное развитие и влияет ли?

MBA, безусловно, помогает. Но я бы не советовала тем, кто рассматривает для себя зарубежное бизнес-образование, воспринимать его как возможность получить какие-то hard skills или теоретический багаж. Это скорее прекрасный нетворкинг и потрясающая школа взаимодействия между людьми, которые живут и работают в разных культурах, в разных странах и в разных индустриях. В бизнес-школе Фьюква Университета Дьюка, где я училась, было именно так.  При наборе студентов комиссия специально подбирала в группы совершенно разных людей — разных возрастных категорий, разных темпераментов. Это очень хороший тренинг командного достижения цели, через сотрудничество с людьми, которых ты раньше не знал –  ты никак не можешь на них повлиять, но вынужден бежать с ними в одной упряжке.

После получения степени MBA моя карьера, конечно, поменялась. Я не знаю, связано ли это непосредственно с учёбой в бизнес-школе или с изменением моего мировоззрения, но так сложилось, что сразу после окончания MBA мне удалось перейти в бизнес. Я стала директором бизнес-операций, другими словами – коммерческим директором.

Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы построить успешную карьеру? Какой бы вы дали совет тем, кто только начинает ее строить?

Пожалуй, я начну с того, что успешным в карьере можно быть только в той области, которая тебе по-настоящему интересна. Надо идти туда, куда тебя влечет, куда тебя зовёт. Это само по себе даёт огромный энергетический ресурс. Чтобы работа не становилась тратой энергии, которую потом нужно восстанавливать отдыхом. Конечно, любая деятельность энергозатратна, но если вам нравится то, чем вы занимаетесь, в процессе работы вы уже подпитываетесь.

И, разумеется, нужно много трудиться. Но здесь важно понять, что значит «много трудиться». Потому что можно работать долго, но ничего не производить, а можно двигаться вперед и достигать результат интенсивно и достаточно быстро. Кроме того, нужно  видеть этот результат, который ты достигаешь, и уметь его демонстрировать. Зачастую бывает, что люди сделали какое-то задание, а результат не осмыслили. О чём было это задание? Зачем? Почему оно важно? А ведь осмысление работы тоже заряжает энергией.

«И, разумеется, нужно много трудиться. Но здесь важно понять, что значит «много трудиться». Потому что можно работать долго, но ничего не производить, а можно двигаться вперед и достигать результат интенсивно и достаточно быстро».

Кого бы вы могли назвать своими учителями в жизни/в рамках карьерного пути?

В период, когда я работала финансовым директором, руководитель компании научил меня одному очень важному навыку – умению погружаться на самый глубокий уровень операционных деталей, нырять  совсем «на пол», туда, где производится операция. И умению быстро подниматься назад, на стратегическую позицию, с которой открывается «helicopter-view». И задавать правильные вопросы. Чтобы, например, увидеть за красивыми витиеватыми фразами маркетологов практические действия. Осуществили сегментацию рынка? Прекрасно! Но можно посмотреть, как именно?

Мне это впоследствии очень помогало при переходах в другую функциональную область или в новую организацию. Задавая правильные вопросы, ты можешь понять суть дела быстрее и глубже, нежели читая учебники и погружаясь в теорию.

«Задавая правильные вопросы, ты можешь понять суть дела быстрее и глубже, нежели читая учебники и погружаясь в теорию».

Как вы относитесь к ошибкам?

А что такое ошибка? У нас на программе MBA был такой пункт — decision-making, и все студенты хотели понять, какое решение можно считать правильным, а какое – нет. Преподаватель предлагал рассмотреть ситуацию, когда мы приняли некое решение, но результат не соответствует нашим ожиданиям. Студентам казалось, что причина в неверном решении. Но это неправильный подход.  Могли случиться обстоятельства, которые мы тогда не принимали в расчёт. Вот как сейчас, например – коронавирус, пандемия, закрытые границы, срыв проектов. Внезапно всплывает какой-нибудь «чёрный лебедь», и это невозможно предвидеть. 

Самое главное – не «есть» себя. Принять заранее неизбежность ошибки. Несоответствие результата своим ожиданиям. Тогда заблаговременно можно продумать, что сделать, если ты эту ошибку уже совершил.  Какие у тебя есть ещё варианты? Это становится твоей силой. Ты заранее, как самурай, себя убил, похоронил, и можешь идти в битву.

Бытует мнение, что существуют барьеры на пути женщин к топовым позициям в компании. Как вы к этому относитесь? Сталкивались ли вы с чем-то подобным и как выходили из ситуации? Какой совет женщинам, которые хотят развиваться в менеджменте вы бы дали?

Барьеры, наверное, есть, но люди их ставят сами себе. Как правило, при выборе руководителя среднего или высокого уровня работодатели смотрят на профессиональные навыки, устремления, опыт. По крайней мере, так было в моей карьере. Конечно, глядя на гендерный состав руководителей компаний,  можно увидеть, что мужчин там все-таки больше. Но я не думаю, что это связано именно с барьерами против женщин на пути продвижения по карьерной лестнице.

«Барьеры, наверное, есть, но люди их ставят сами себе».

Возможно, причина кроется в одной особенности, свойственной именно женщинам. Зачастую женщины более чувствительны эмоционально. С одной стороны, они гораздо лучше интуитивно понимают процессы, происходящие в коллективе, и реагируют на них. Подчас эта реакция бывает созидательной и помогает – женщина может стать успешной, чувствуя и обходя подводные камни, которых другие не замечают. Но с другой стороны, именно по этой причине она тратит слишком много сил. Ни на что другое энергии не остаётся. Любая руководящая позиция — это стресс. Женщина должна быть к нему готова. Кроме того, семья должна также принять это. А семья  всегда ждёт заботы и нежности. И естественно, если женщина понимает, что не может всё это  совместить, то просто не конкурирует за руководящую позицию.

Елена, как вам удается совмещать семью и карьеру? Кто вам помогает и помогает ли вообще?

На мой взгляд, никаких секретов тут нет. Есть просто обоюдное желание быть вместе, сохранить семью.  Мой супруг с большим уважением относится к тому, чем я занимаюсь, и всегда помогает. Конечно, мне подчас не хватает времени на домашние дела, хотя я их очень люблю.  Но если у меня выходной – это действительно выходной. Пожалуй, это и есть мой секрет – не смешивать. Многие приносят работу домой, не только в компьютере, но и в голове.  И тогда семья начинает ощущать, что для неё места уже не хватает. Кругом одна работа, а семьи нет, дома нет. Именно это может вызывать у людей определённые разногласия.

В конце концов, увлечённость работой вовсе не означает, что она должна заполнять всю твою жизнь. В жизни обязательно нужно найти место близким людям, а также личное пространство – где нет ни работы, ни семьи. Это помогает восстанавливать энергию.

Есть такое упражнение – нужно составить список того, что тебе нужно сделать. Я составила его и поняла, что всё, касающееся меня лично, оказалось где-то внизу – работа, семья, мама, а я сама – в самом конце. Правильное решение – разложить этот список на три блока и брать из каждого по элементу, уделяя время и первому, и второму, и третьему. Нельзя относиться к самому себе по остаточному принципу.

«В жизни обязательно нужно найти место близким людям, а также личное пространство – где нет ни работы, ни семьи. Это помогает восстанавливать энергию».

Расскажите про ваш опыт переезда за границу? Как работается в другой стране? Что важно знать тем, кто планирует подобный переезд? Какие советы вы можете дать?

Я очень любопытный человек и люблю пробовать новое. Но изначально, размышляя о переезде, конечно,  я спрашивала себя: «Зачем мне что-то менять? Мне 50 лет. У меня здесь семья, друзья…» Но, в конце концов, если не понравится, всегда можно собрать вещи и вернуться назад. И если есть шанс, надо пробовать.

Конечно, сложности есть. Чужая страна, другая языковая среда. И всё же в Латвии проще. Есть большая группа людей, владеющих русским. С молодёжью всегда можно договориться по-английски. Надписи и вывески смущают – ничего не понятно, но я начала учить язык, и письменный текст уже в состоянии разобрать.

Бытовые вопросы в другой стране зачастую вызывают затруднения: как оплачивать коммунальные услуги, где мыть машину, где её заправлять. Мелочи, но всему этому приходится учиться заново. Бывает, что в определённый момент жизни люди к этому не готовы. Тогда лучше не рисковать. В общем, переезд за границу,  разумеется, вызов, но для меня он оказался очень интересным.

Что касается работы, то основное затруднение – это другое законодательство. Но для этого есть вокруг профессионалы и эксперты – чтобы подсказать, что ты можешь или не можешь делать в той или иной бизнес-ситуации. Я же не одна. Самое главное — задавать правильные вопросы.

Кроме того, в Латвии есть всё то, в чём я нуждаюсь для отдыха и восстановления энергии – потрясающей красоты природа: взморье, дюны, лес. Мне удалось поездить по стране и увидеть много нового, получить прекрасный опыт.  Визуальные впечатления помогают мне возобновлять внутренние ресурсы.

Как вы расслабляетесь, наполняетесь энергией для новых побед?

Я не могу без природы. Мне нужно место силы. Пешие или велосипедные прогулки дают возможность   восстановиться. Также, если есть возможность, я хожу на курсы рисования. Но сейчас, к сожалению, всё закрыто из-за пандемии.

Какие ближайшие профессиональные цели вдохновляют вас больше всего?

Ближайшая перспектива – внедрение системы ERP — стратегии управления предприятием на основных ключевых точках. Сюда входят  и продажи, и складские помещения, и производство. Это очень интересная задача. Последний раз система внедрялась в нашей компании около 13-и лет назад. Кроме того, есть очень амбициозные планы и по повышению прибыли, и по росту оборота. Пока не всё получается, как мы хотели. Но это придает ещё больше азарта и заставляет двигаться вперёд.

Наш следующий гость — Дмитрий Гузун, Вице-президент и управляющий директор по странам Центральной и Восточной Европы (Vice president and managing director),  Kimberly-Clark.

 

Читайте также интервью 

 

с Юлией Ереминой, экс-генеральным директором Carrera y Carrera в Росии и global business development бренда в штаб-квартире в Испании,

с Алексеем Савиным, Managing Sr. Principal, East Europe, IQVIA,

с Романом Загретдиновым, Country Sales Manager, Lechler,

с Махмудом Махмудовым, менеджером клиентского сервиса Royal Canin, бизнес подразделение Mars,

с Михаилом Насоновым, Country Manager Russia & CIS Durr Dental SE,

с Ксенией Колесовой, Country Manager Russia & CIS Align Technology LLC,

c Ариной Байбуртян, General Manager Laboratoires Expanscience Russie LLC, MUSTELA brand,

с Алексеем Штейнгардтом, Генеральным директором Hays в России и Швеции, 

с Сергеем Кабановым, Директором по продажам бытовой техники Miele,

с Ольгой Коршаковой, Директором Департамента по обеспечению доступа препаратов на рынок и взаимодействию с государственными структурами Amgen.

Подписывайтесь на наш карьерный подкаст

О карьере и поиске работы теперь говорим в подкасте Hays "Карьерист". Наши гости - карьерные консультанты, рекрутеры и менеджеры, которые делятся рекомендациями и своим опытом.

Подпишитесь на наши рассылки, чтобы получать карьерные советы:



Есть вопрос о поиске работы или развитии карьеры? Задайте ниже, и мы постараемся ответить на них в блоге
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Top
Заказать звонок
+
Жду звонка!