Поиск работы и персонала HAYS
Павелецкая площадь, д. 2 стр.2 Москва Россия 115054
Phone: +7(495)2282208

Добровольные временные сотрудники: что они хотят?

Добровольные временные сотрудники: что они хотят?

Какие они бывают? Чего хотят? Как добиваются желаемого? Временные сотрудники сегодняшнего дня заслуживают пристального внимания со стороны работодателей. Они уже стали важным элементом в структуре российского рынка труда, а в ближайшей перспективе, по прогнозам специалистов, такая форма занятости будет распространяться всё шире. Всё больше людей будут вынужденно соглашаться или добровольно принимать свободу в обмен на стабильность. Чтобы эффективно взаимодействовать с временными сотрудниками, необходимо знать о них как можно больше.

 

Ещё в начале 2000-ых британский социолог Зигмунт Бауман увидел, что «современность становится «текучей», способной расплавлять все существовавшие ограничения в виде норм, правил, социальных институтов». Спустя двадцать лет, стоя на пороге четвёртой промышленной революции, мы видим, что стремительное развитие технологий, цифровизация экономики, а также такие факторы социального стресса, как пандемия Covid-19, действительно «расплавили» привычную действительность. Наш образ жизни в целом стал другим, и в частности, появились новые тенденции в сфере занятости.

Изменилось само содержание труда – в нём увеличилась интеллектуальная составляющая, связанная с производством и обработкой информации. Как следствие, работа перестала ассоциироваться с осуществлением определенных функций в определённом месте по определённому графику. Она стала задачей, которую можно выполнять в любой точке земного шара в любое удобное время суток. Главное – в срок предоставить заказчику качественный результат.

Сами по себе нестандартные формы занятости, столь распространившиеся в последние годы, не являются чем-то кардинально новым: проектная, сезонная, внештатная, удалённая работа или part-time – всё это уже было. Новым является тип людей, выбирающих такую форму занятости добровольно. Их можно «идеологическими фрилансерами».

 

Свободные копьеносцы.

Сам термин «фриланс» приписывают Вальтеру Скотту. В его романе «Айвенго» так называют наёмных воинов – свободных копьеносцев. Оружие сегодняшних фрилансеров – как правило, компьютер. Их армия неуклонно растёт. В исследовании внештатной занятости, проведённом PwC в 2020 году, говорится, что Россия вошла в топ-10 стран по объемам рынка фриланса – его оборот уже превысил $41 млрд. Численность фрилансеров в прошлом году составила около 14 млн. человек. По прогнозам аналитиков компании российский сегмент этого вида занятости будет увеличиваться на 20% ежегодно.

Что такое фриланс? Современных дефиниций довольно много – явление привлекает внимание социологов, рекрутеров, специалистов по трудовому праву. Российский исследователь Николай Чаплашкин определяет фриланс как «вид занятости на рынке товаров  и услуг, характеризующийся самостоятельностью выбора формы и места ее реализации и низкой степенью зависимости от работодателя». 

Акцент сделан на самостоятельности и низкой степени зависимости. Характерно, что 36% российских фрилансеров никогда не пытались устроиться на постоянную работу в организацию. Фриланс в принципе отрицает идею вертикальной карьеры и чёрно-белую схему «занятость-безработица» —  развитие и расширение навыков и компетенций в рамках проектной деятельности заменяет постепенное продвижение по служебной лестнице.

 

 

Социальный портрет.

Какие люди выбирают эту парадигму? За последние годы как социологи, так и интернет-платформы, ориентированные на фрилансеров, провели несколько исследований с целью выявить их характерные черты.

 

Возраст. Согласно данным опроса, проведённого в начале 2020 года тендерной площадкой Workspace, фрилансеров старше 30 лет – 55,6 %, младше 30 – 44,4 %. Категории старше 50 и младше 18 в совокупности составляют 8,9 %. Из  этого можно сделать вывод, что большинство фрилансеров – миллениалы, чьи отличительные черты – «бессрочная молодость» и культ свободы – свободы слова, выбора, действий. К миллениалам вскоре присоединятся представители поколения «Z», выросшие в «сахарной вате» относительной стабильности и потому не склонные ставить её превыше всего.   

 

Пол. Замечено, что нестандартные формы занятости привлекают женщин. Во многом это объяснимо их желанием эффективно совмещать рабочие и семейные обязанности. Зачастую они предпочитают такую форму, как part-time, о чём свидетельствует статистика – в ЕС, согласно исследованию Eurofond, на 2018 годы в режиме неполной занятости трудились 73% женщин против 27% мужчин. Среди фрилансеров по данным опроса Workspace соотношение несколько иное – 46% женщин и 53 % мужчин. 

 

Сфера деятельности. Эксперты PwD прогнозируют, что «ключевыми направлениями спроса в долгосрочной перспективе будут такие сферы, как дизайн и мультимедиа, IT, контент и переводы, финансы, управление и HR». Данные опроса Workspace частично совпадают с приведёнными выше: лидируют дизайнеры, копирайтеры, маркетологи и веб-разработчики, при этом некоторые могут быть заняты одновременно в нескольких сферах.

 

Доходы. Из опроса Workspace следует, что 2/3 опрошенных зарабатывают на жизнь только фрилансом. 1/3 имеет основной источник дохода и рассматривает фриланс как возможность получить дополнительный.  27,7% фрилансеров зарабатывают от раза к разу, остальные 72,3% не жалуются, но стабильным свой доход может назвать только треть (34,5%). 69,9% фрилансеров имеют заработок, равный среднему  окладу в своем регионе или выше. Интересный факт:  по данным сайта Free-lance.ru, средние месячные доходы фрилансеров в период сентября-ноября 2010 года составили 44 тыс. руб. При этом средняя зарплата в России, по данным Росстата, в этот период соответствовала 20,8 тыс. руб.

К пенсиям 80,7 процентов относятся скептически. 15,8% испытывают сомнения, и лишь 3,5% платят налоги осознанно, считая это вложением в свою достойную старость.

 

Условия труда. Треть «вечно молодых вольных копьеносцев» живет в собственном жилье, еще треть – в съемном, 23,5% — с родителями. Подавляющее большинство (86,1%) работает из дома – их самоизоляция, скорее всего, не застала врасплох.

Таким образом, работать они могут, когда угодно, однако 42,3% по тем или иным причинам начинают трудовой день тогда же, когда и офисные коллеги – 8 до 11 утра. Некоторым везёт (30,5%), и они работают до 6 часов в день. Однако 28,7% везёт меньше – их рабочий день длится больше 8 часов. И, наконец, 4,1% «вкалывают» больше 12 часов в сутки.  Полноценно отдохнуть в выходные, ни минуты не потратив на работу, могут позволить себе только 6,7 %.

 

Ценности. Это самое важное. По данным «Всероссийской переписи фрилансеров» 2008 года трудовые ценности существенно отличаются от трудовых ценностей россиян в целом.  Первые два пункта из списка приоритетов совпадают – фрилансеры, как и прочие граждане нашей страны, ценят «интересную работу» (82%)  и «хорошую оплату труда» (78%). Дальше начинаются расхождения. Третье место среди фрилансеров занимает работа, которая даёт шанс чего-то достичь (60%), далее следует возможность проявлять инициативу (44%). Аналогичные показатели по России в целом почти в 1,5–2 раза меньше. Характерно, что «надёжное место работы», оказавшееся для большинства россиян одним из приоритетных факторов, является важным лишь для 34% фрилансеров. Таким образом, как считают российские исследователи Ольга Дудина и Дарья Голованова, «фрилансеры проявляют себя как профессионалы, которые не боятся быть мобильными, любят и ценят работу, позволяющую проявлять инициативу, достигать каких-либо важных результатов».

 

Типология. Российский социолог Вера Харченко предлагает разделить фрилансеров на пять основных типов – в зависимости от побудительных причин, заставивших выбрать такую форму занятости:

  • Мамалансеры, или мамы-фрилансеры – это те, кто занимается фрилансом во время отпуска по уходу за ребенком;
  • Студенты-фрилансеры могут работать как в соответствии с вузовской специализацией, так и по другой профессии. Мотивы предельно ясны – получить дополнительный доход, возможность совмещать работу и учёбу, применить свои навыки, получить новый опыт.
  • Хобби-фрилансеры: для них фриланс – это продолжение хобби, ставшего источником дохода. И главная трудовая ценность – возможность получать от работы не только финансовый результат, но и удовольствие от процесса. Часто начинают как совместители, но в определенный момент полностью переключаются на фриланс.
  • опытные фрилансеры или «труфрилансеры» — осознанно сделали выбор в пользу фриланса, не рассматривают для себя возможность возращения в офис. Чаще всего их деятельность связана с творчеством или программированием.
  • фрилансеры-востребованные работники – как правило, удалённо или в гибком режиме трудятся в какой-либо организации. Могут быть даже зачислены в штат, но по факту сотрудничать с несколькими заказчиками. Они находятся на вершине «пищевой пирамиды» фриланса. Работу не ищут – она находит их сама.
  •  

Люди, добровольно принявшие правила игры нестандартных форм занятости, осознают все их достоинства и недостатки. Последние, разумеется, существуют. Говоря о фрилансе, принято делать акцент на свободе, но надо учитывать, что освобождаясь от корпоративных правил, жёсткого графика и необходимости ездить в офис, фрилансеры  также освобождаются от социального пакета, регулярных пенсионных отчислений и прочих больших и маленьких радостей штатного сотрудника. Как показали опросы, фрилансеры не так уж и ценят эти плюсы, однако, выбирая путь «вольного копьеносца», нужно всё взвесить и понять, действительно ли они  так уж неважны.

 Эту дилемму можно было бы счесть особенностями российских реалий – нашему законодательству ещё предстоит совершенствоваться в области регулирования нестандартных форм занятости. Однако, статистика говорит о другом. По данным Eurofond, около 16% временных сотрудников в ЕС и Великобритании в 2017 году были подвержены риску бедности, что почти в три раза превышает долю, наблюдаемую для штатных работников.

 

И всё же в большинстве своём фрилансеры довольны своим положением и образом жизни. Опрос Workspace продемонстрировал, что лишь 12,8 процентов фрилансеров хотели бы найти постоянное место работы.

Возможно, причина заключается в том, что социально-психологический портрет фрилансера схож с социально-психологическим портретом предпринимателя, предложенным австро-американским экономистом и социологом Йозефом Шумпетером. Побудительные мотивы ухода во фриланс практически идентичны причинам, побуждающим начать своё дело: это стремление улучшить своё материальное положение, но самое главное – приобрести свободу выбора и независимость в поступках, которые сделают жизнь более активной и динамичной.

Мы поможем вам при работе с временным персоналом!

Запросите консультацию 
по услуге у эксперта Hays Talent Solutions

Подпишитесь на наши рассылки, чтобы получать карьерные советы:



Есть вопрос о поиске работы или развитии карьеры? Задайте ниже, и мы постараемся ответить на них в блоге
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Top