Поиск работы и персонала HAYS
Павелецкая площадь, д. 2 стр.2 Москва Россия 115054
Phone: +7(495)2282208

Коронавирус

Мы будем продолжать предоставлять наши услуги в соответствии с высокими стандартами Hays и оказывать вам поддержку в это непростое время. Для этого мы адаптировали наш способ работы и разработали специальные меры. Вы можете на нас положиться.

ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР

Данная статья переведена из журнала Hays Journal 16

Многие исследования показывают, что оздоровительные программы могут улучшить производительность и повысить уровень вовлеченности сотрудников компании. Но стоит ли делать такие программы обязательными? Вряд ли кто-то будет оспаривать полезность оздоровительных программ. Данные United Healthcare показывают, что 62 % сотрудников, участвующих в программе, сообщают о повышении производительности, 56 % меньше болеют и 30 % благодаря медицинским обследованиям смогли вовремя обнаружить у себя заболевание. Исследование, проведенное Национальным бюро экономических исследований (НБЭИ), показало, что участники оздоровительных программ видят и понимают, что их компания о них заботится. Дэвид Баллард из American Psychological Association объясняет: «Здоровье и самочувствие сотрудников тесно связано с их эффективностью, поэтому для работодателя заботиться о работниках – это не только правильное решение, но и хороший способ принести компании прибыль. В здоровой рабочей атмосфере выравнивается эмоциональное и физическое состояние сотрудников, повышается удовлетворенность работой и рабочий настрой. В то же самое время компания увидит повышение эффективности и производительности, а также сокращение пропусков работы по неуважительным причинам. Компания станет привлекательным работодателем по мнению самих сотрудников». Несмотря на очевидные преимущества, исследование NBER показало, что в таких программах участвуют менее 39 % сотрудников. Зная все выгоды для работодателя и сотрудников, следует ли удивляться, что некоторые компании внедряют программы здоровья принудительно? «Вопрос об обязательных программах действительно интересный, – говорит Дэвид Прайс, генеральный директор компании Health Assured – британской сети, предлагающей услуги по заботе о здоровье и самочувствии сотрудников. – Самая большая проблема по внедрению подобных инициатив в том, что зачастую наиболее вовлеченными оказываются люди, которые уже в отличной форме. А целевая аудитория программ – работники с определенными проблемами здоровья – отходит на задний план и не участвует в них». По данным СМИ, компания KPMG взялась за осуществление одной из таких программ в начале года. Консалтинговая фирма организовала трехдневный курс для всех британских аудиторов, известный как KPMG Audit University. Обязательные занятия включали ментальные практики и йогу, чтобы помочь персоналу справиться с рабочим стрессом и критикой. Внедряются программы, ориентированные на физическую подготовку. В Швеции всеобщим увлечением стали так называемые обязательные упражнения. Каждую пятницу сотрудники компании Björn Borg, занимающейся модной и спортивной одеждой, обязательно должны прервать работу и выйти на тренировку в тренажерный зал. Этому примеру последовали и в других компаниях, например Kalmar Vatten и Rotpartner.

В первую очередь вовлеченность

Анастасия Пречистенская возглавляет отдел кадров СНГ в компании Groupe SEB – французском консорциуме, владеющем такими брендами, как Tefal и Krups. Она говорит, что у французской многонациональной компании есть высокая оценка «Отличное место для работы». Это само по себе подразумевает, что здесь о сотрудниках хорошо заботятся. Но в начале этого года они официально запустили стратегию «Берегите себя, будьте здоровы» по заботе о здоровье и самочувствии сотрудников. «Мы приглашаем экспертов, чтобы они рассказывали о диетах и здоровом питании, мы начали говорить о преимуществах занятий спортом и физического здоровья. Теперь дважды в неделю к нам в офис приходит тренер по йоге», – комментирует Анастасия. Анастасия отмечает, что сложнее всего инициировать вовлеченность, но как только первоначальный этап преодолен, сотрудники сами начинают обращаться с просьбами. «Мы увидели: как только людей заинтересовала программа, даже мелочи стали играть большую роль. Наши сотрудники в Казахстане, например, просто попросили купить им дополнительный холодильник, чтобы они могли приносить на работу здоровую домашнюю еду». Сейчас, когда сотрудники понимают, о чем идет речь, Анастасия планирует запускать программы, которые уже пользуются успехом в других офисах группы SEB. «Мы хотим сделать здоровье частью культуры нашей компании, – говорит она, – однако могу сказать наверняка: в формате принуждения такая программа работать не будет. Сотрудники сами должны принимать решение быть здоровыми». Баллард также обеспокоен принудительностью оздоровительных программ: «Даже если компании будут преследовать благие цели, обязательность участия в мероприятиях и неправильное внедрение программ могут привести к неприятным последствиям. Есть вероятность утратить доверие сотрудников, столкнуться с их скептическим отношением, а также повысить напряжение в коллективе». «Если работников принуждать участвовать в оздоровительных мероприятиях, даже те, кто ранее был мотивирован, станут воспринимать это как повинность. Все остальные будут подходить к этому формально, для галочки, выполняя самый минимум, чтобы избежать штрафов». «Когда работодатель что-то внедряет принудительно, это означает, что, пользуясь собственной властью, он фактически самостоятельно решает, что важно для других, – утверждает Меган Рейц, профессор практики лидерства и конструктивного диалога в бизнес-школе Ashridge Business School  (Халт, Англия). – Такие решения должны приниматься c обоюдного согласия».

Обеспечить защиту

Это вовсе не значит, что раньше работодатели не должны были защищать сотрудников. Брюс Дейсли, вице-президент EMEA в Twitter и ведущий подкаста Eat Sleep Work Repeat, говорит, что время и постоянно меняющиеся условия, в которых мы живем, вынуждают компании по-новому действовать в отношении защиты своих работников. «Я читал статью Александры Мишель – банкира, которая стала профессором. Банковская индустрия раньше строилась на новых сотрудниках, работавших по 120 часов в неделю. Так было последние 100 лет, уровень давления здесь был большим всегда, но в это десятилетие все изменилось. Молодые банкиры все чаще страдают от срывов, депрессий, а иногда и серьезных психических расстройств». «Основные изменения произошли с появлением мобильной связи. Раньше, уходя домой, банковские служащие имели возможность отдохнуть хотя бы 6 часов, но теперь они не могут себе этого позволить. Такая тенденция сегодня распространяется на все отрасли, не только на банковский сектор. Работодатели должны принять меры, чтобы помочь своим сотрудникам и своему бизнесу». Тем не менее Дейсли соглашается с тем, что обязательные оздоровительные программы не будут правильным подходом. Исаак Гетц, профессор европейской школы бизнеса ESCP, говорит, что сначала должны последовать изменения в корпоративной культуре. «Обилие оздоровительных программ – это как аспирин, который снижает температуру, но не устраняет причину болезни, – говорит он. – Программы дадут результат только в том случае, если все остальное в рамках работы функционирует правильно. Нет смысла проводить занятия по медитации или восстановлению душевных сил, если менеджеры перерабатывают, а в компании существует дискриминация, ущемляется самостоятельность и царит чрезмерный контроль . Оздоровительные программы должны стать частью всего бизнеса». IBM проводит четыре оздоровительные программы, состоящие из учебных курсов продолжительностью 12 недель. Компания хочет повысить уровень участия сотрудников и поэтому внедрила денежное стимулирование. 150 долларов США в год предлагается сотруднику, завершившему курс (максимум два курса в год). В результате 80 % из более чем 400 000 сотрудников подписываются по меньшей мере на одну из программ каждый год. Еще одна стратегия, которую работодатели могут использовать для вовлечения сотрудников в оздоровительные инициативы, состоит в том, чтобы дать каждому определенный пакет с перечнем программ на выбор. Таким образом, каждый сотрудник может подобрать программу по душе, или же пакет сгорает. Сью Бейкер, директор движения «Время перемен» в центре психического здоровья MIND, считает, что такая стратегия может стать хорошим началом. «Сеансы психического здоровья, безусловно, должны поощряться и стимулироваться, – говорит она. – Пряник всегда лучше кнута, но при рассмотрении вопросов сохранения психологического здоровья сотрудников следует проводить общий анализ ситуации». Она добавляет, что делать оздоровительные программы принудительными – не совсем правильный шаг, но компании должны следить за эмоционально-психическим состоянием своих сотрудников. «Не понимаю, что мешает крупным компаниям проводить проверку психического здоровья сотрудников вместе с ежегодной диспансеризацией или делать это при приеме на работу».

Сбалансированный подход

Еще одна идея для популяризации оздоровительных программ среди сотрудников – пространства коворкинга (по данным Cushman & Wakefield, популярность этого формата в последние годы стремительно растет). Wework, крупнейший в Великобритании организатор пространств для коворкингов (который там же организует тренажерные залы и занятия йогой), недавно решил запретить в своих столовых мясо и продвигать продукты с низким содержанием сахара, соли и полным отказом от быстрых углеводов. Роб Хингстон, руководитель Origin Workspace, развивает идею еще дальше: «Наша программа оздоровления включает в себя организованные тренировки, ‘work-out networking’ (где можно познакомиться с сотрудниками других компаний), ежемесячные пробежки и забеги на 8 км с ориентированием на местности. Все это – часть нашей культуры. Мы открыто заявляем нашим арендаторам: если вы хотите работать в этом пространстве, вам нужно присоединиться к тому, что мы считаем здоровым образом жизни. Принуждение – это сильное слово, но мы стремимся особо подчеркнуть, что они должны принять наши условия». Некоторые компании предпочитают сбалансированный подход. Пип Хулберт – главный операционный директор цифрового агентства Wunderman, которое насчитывает 10 000 сотрудников в 70 странах. Она утверждает, что вовлеченность порождает доверие. Тем не менее для руководителей компании некоторые элементы оздоровительной программы стали обязательными. Компании могут осуществлять контроль над собственной культурой, но они не всегда в состоянии защитить своих сотрудников от проблем и стрессов, связанных с работой. Не проверяя эмоциональную устойчивость сотрудников, можно столкнуться с их частым отсутствием на работе или увидеть изменения их психического состояния. Исследование «Позитивное воздействие устойчивости на стресс и результаты предпринимательской деятельности в трудных рабочих условиях», которое проводилось среди 2063 человек, показало, что бороться с депрессией и низкой эффективностью в условиях стресса работникам помогает хорошая эмоциональная устойчивость – гибкость и умение адаптироваться к обстоятельствам. Хулберт говорит, что менеджеры Wunderman должны присутствовать на сессиях в этой области: «Мы ждем на своих курсах как можно более широкую аудиторию, особенно нам нужны те, кто непосредственно управляет людьми. Именно они должны уметь выявить первые признаки того, что сотруднику необходима помощь». Пусть нет единого мнения по поводу того, стоит ли принуждать сотрудников к оздоровительным программам. Но очевидно одно: все больше компаний ищут пути увеличения количества участников этих программ. Кто-то изучает новые стратегии вовлечения, кто-то подталкивает руководителей, которые поведут за собой подчиненных, – бизнес сосредоточился на внедрении концепции здорового образа жизни.

Подпишитесь на наши рассылки, чтобы получать карьерные советы:

Top