Поиск работы и персонала HAYS
Павелецкая площадь, д. 2 стр.2 Москва Россия 115054
Phone: +7(495)2282208

ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА: ПООЩРЕНИЕ СОТРУДНИКОВ КАК ИНВЕСТИЦИЯ

ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА: ПООЩРЕНИЕ СОТРУДНИКОВ КАК ИНВЕСТИЦИЯ

В погоне за привлечением и удержанием ценных кадров, компании все больше соревнуются друг с другом, придумывая нестандартные способы поощрения и мотивации сотрудников. Но приносит ли признание заслуг персонала реальную пользу бизнесу?

Исследование трендов в области поощрения сотрудников и их профессиональных бонусов, проведенное в 2017 году World at Work, показало, что почти три четверти (72 %) компаний выделяют бюджет на программы поощрения, при этом более половины топ-менеджмента рассматривает такие программы как инвестицию. В то же время исследование вовлеченности сотрудников, проведенное в 2017 году, в котором приняло участие 1 000 компаний в 157 странах, показало, что 63 % сотрудников чувствуют недостаточное признание своих заслуг, а 8 % не чувствуют его вообще.

«Поощрение коллег используется для улучшения корпоративной культуры, помогает организации удерживать и привлекать сотрудников. Зафиксированы случаи, когда вовлечение сотрудников благодаря этому выросло на 129 % в организациях, которые перешли от примитивных к развернутым бонусным программам. Более того, в таких случаях люди остаются на текущем месте работы на 2–4 года дольше», — поясняет Александр Лауэлл, управляющий институтом исследования и оценки компании O. C. Tanner

 

Ищите общий язык

Что для компании означает поощрение сотрудника? У многих это ассоциируется исключительно с финансовой мотивацией или масштабными корпоративными мероприятиями. Однако на самом деле на поощрение сотрудников нужно смотреть шире:  признание заслуг может вообще быть не связано с материальными бонусами.

«Поощрение сотрудника — это создание эмоциональной связи между работником и компанией. Организация должна поддерживать сотрудников в их работе и приверженности ценностям компании», — отмечает Татьяна Брас Гарбосса, HR-менеджер Hays в Латинской Америке. — Если вы не прислушиваетесь к сотрудникам и не знаете их интересы и мотивацию, вы можете вкладывать огромное количество времени, средств и энергии в программы поощрения, но не получить при этом никакого результата».

Поощрение стоит намного меньше, чем финансовая мотивация, однако оно не становится от этого менее ценным. Демонстрация признания заслуг сотрудника, воспринимается более лично, а потому более эффективна.

«Признание заслуг коллег начинается с формирования личного и человечного отношения, а также с понимания, что мотивирует того или иного человека, — отмечает Кирсти Башфорт, руководитель корпоративной консалтинговой компании Quayfive. —Чувство единения, самосознания, мотивации, уверенности, благополучия и вовлечения — все это необходимо человеку во всех областях жизни, в том числе и на работе».

 

Руководите и благодарите

Существуют разные виды признания и каждый из них влияет на человека по-своему. Лауэлл отмечает: «Мы выяснили, что обычное «спасибо» удовлетворяет потребность в признании на 116 %, спонтанная похвала — на 172 %, а официальное поощрение — на 355 %».

Многие эксперты сходятся во мнении, что политика признания заслуг сотрудников должна формироваться сверху и что ее успех зависит от руководства.

«Все — особенно лидеры — должны быть специально обучены тому, когда и как поощрять коллег, — говорит Гарбосса. — Зачастую лидерам нужна специально разработанная методика, которая поможет им эффективно поощрять сотрудников. Это станет мощной техникой управления». «Если же человек не считает поощрение важной частью своей работы и пренебрегает этим, то, вероятно, он не готов быть лидером», добавляет Кирсти Башфорт.

Вместе с тем выразить признательность можно разнообразными способами, начиная от публикации в корпоративных сетях и заканчивая специальными мероприятиями. На мероприятиях можно не просто наградить лучших сотрудников и продемонстрировать ценности компании, но и вдохновить других сотрудников на новые сверхусилия.

 

Изучайте мотивацию

Ключевым преимуществом поощрения является, например, то, что оно дарит чувство, что тебя ценят. Другим формам вознаграждения это недоступно.

«Стремление к признанию — часть человеческой природы, — отмечает Лауэлл. — Это наша психологическая потребность, это усиливает связь между коллегами и руководителями».

Потенциальным недостатком является то, что признание может использоваться в качестве стимула, размывая грань между компенсацией, бонусами и поощрением. «Это может привести к системным сбоям в стратегии поощрения, и сотрудники будут чувствовать себя недооцененными», — добавляет Лауэлл.

При реализации любой программы поощрения работодатели должны четко понимать, за что они поощряют людей.

Одновременно организации должны осознавать риски завышенных ожиданий отдельных сотрудников. «Некоторые путают признание с продвижением по службе и воспринимают его отсутствие как знак того, что компания не ценит их. Чтобы справиться с такими ситуациями лидеры должны быть правдивы. Честная конструктивная обратная связь ценится также высоко, как и признание», — подчеркивает Башфорт.

 

Убедитесь, что ваша компания отвечает самым разным потребностям

В каждом поколении сотрудников есть люди, которые мотивируются очень разными вещами. Обобщать и унифицировать подход ко всем сотрудникам в разных демографических группах неразумно.

«Существуют определенные виды поощрения — как, например, финансовая мотивация, — которые одинаково ценятся всеми группами сотрудников. Но есть и другие факторы, важные для людей разных возрастов», — поясняет Елена Фомина, директор по персоналу компании MSD Pharmaceuticals, Россия.

«Учитывая тот факт, что в компании сегодня могут работать около пяти поколений сотрудников, руководство должно стремиться разработать эффективный подход к поощрению, который будет подходить всем сотрудникам всех поколений», — отмечает Елена.

«В MSD мы учитываем личностное многообразие и индивидуальные особенности каждого, и это помогает нам сформировать коллектив людей разных возрастов, в котором каждому предоставлены равные возможности и в равной степени учтены личные нужды каждого сотрудника».

По мнению Елены, сотрудники поколения X, как правило, предпочитают финансовую и формальную мотивацию для достижения лучших результатов, в то время как представители более молодого поколения хотят стабильных бонусов.

При этом миллениалы менее формальны: их мотивируют новые возможности для развития, краткосрочные задачи и польза от работы, которую они выполняют.

Компании должны проводить разные виды программ поощрения. Ключевым элементом здесь будет обратная связь от сотрудников.

«Вовлечение самих сотрудников в определение и выбор вознаграждений и бонусов не только дает представление о том, какое поощрение будет более привлекательным, но и убеждает в том, что индивидуальные потребности каждого учитываются. Это побуждает сотрудника участвовать в мотивационной программе».

Top